Психология зависимостей: причины, последствия и методы преодоления
Понятие зависимости в поведении в последнее время
приобрело широкое распространение не только среди психологов,
но и в обыденной жизни. Под зависимым поведением
понимают привязанность, выходящую за рамки общественных норм.
Зависимое состояние, как правило, угрожает здоровью личности
и причиняет дискомфорт и страдания. Для решения проблемы
зависимого поведения необходимо разобраться в его причинах
и понимать всю серьезность последствий.
Приведем интересную статистику: доказано, что от разного рода
аддикций (зависимостей) погибает больше людей, чем от воин
и действий преступного характера.
Чаще всего аддикция — это результат бегства
от реальности, способ изменить свое психоэмоциональное
состояние за счет пагубной привязанности и девиантного
поведения.
Выделяют биологические (природные) и социальные
(общественные) причины развития аддиктивного поведения.
К первым относятся следующие факторы:
- человеческая способность к выработке в организме определенных веществ, влияющих на эмоциональный фон;
- присутствие в организме особых рецепторов, которые взаимодействуют с активными веществами;
- особенности метаболизма (распада веществ в организме) — например, индивидуальная особенность — характер продукции ферментов при распаде алкоголя.
Интересно, что у представителей различных рас эти процессы
в организме происходят не одинаково. Так, например,
у монголоидной расы алкоголь в организме
метаболизируется в десятки раз быстрее, чем
у европеоидной, что приводит к более быстрому развитию
алкоголизма у представителей первой и более тяжелому
течению этой болезни.
Другая группа причин возникновения поведенческих
зависимостей — социальная. И самый значимый фактор
в этой группе — семейный. В дисфункциональных
семьях, в которых присутствуют родители-алкоголики или
наркоманы, грубые нарушения в общении родителей с детьми
и постоянные конфликты, чаще развиваются зависимости. Помимо
семьи, большое влияние на формирование зависимого поведения
оказывают другие социальные группировки — школах вуз,
кружки по интересам — тусовки фанатов, дворовые
компании и тому подобное.
Третий вид причин — психологические. Они напрямую
связаны с психологическими особенностями личности.
И первый фактор возникновения зависимостей здесь кроется
в поведении в младшем школьном возрасте. Это активный
период изучения внешнего мира и время, когда в человеке
закладываются личностные ценности. Ребенок пытается узнать как
можно больше и норовит все попробовать, часто происходит
групповое потребление вредных веществ.
Другой фактор тесно связан с подростковым периодом
и кругом общения личности в это непростое время для
ее становления. Часто психоактивные вещества употребляются
с целью облегчения эмоционального состояния или
их употребление является следствием подросткового
нигилизма — стремлением противопоставить себя обществу.
Наконец, серьезной причиной для развития аддиктивного поведения
в любом возрасте становятся особые переживания, такие, как
сильный стресс или повышенная тревожность. Причина здесь
та же — стремление облегчить свое эмоциональное
состояние.
Последствия зависимого поведения разрушительны не только для
самой личности, но и для общества. Научная литература
чаще всего освещает медицинские и социальные последствия
этого феномена, но очень важно обратить внимание
и на последствия, которые касаются взаимоотношений
в семье, на работе, учебе и так далее. Представьте
себе, какую угрозу может нести наличие управленческой должности
в руках зависимого человека. Это не только влияние
на окружающих и попытки привлечь к своему образу
жизни коллег, но и дестабилизация всей организации,
чреватая ее разрушением.
Еще одно серьезное последствие аддикции —
созависимость — сосредоточенность на управлении
поведением окружающих людей в ущерб своим собственным
жизненно важным потребностям. Часто созависимыми оказываются
близкие — такие лица формируются в семьях, где
возникали зависимости или присутствовало жестокое обращение.
Созависимых отличает заниженная самооценка и желание
постоянного контроля за окружающими, а также игра
в спасателя.
Что касается медицинских последствий, то они отличаются
в зависимости от вида аддикции: алкогольная
и другие химические зависимости разрушает органы;
созависимость приводит к психосоматическим заболеваниям.
Необходимо учитывать, что часто аддикции перетекают
из нехимической формы в химическую.
В зависимости от вида и характера зависимостей,
методы их преодоления будут различаться. Общий момент состоит
в том, что борьбу нужно начать как можно раньше и лучше
всего диагностировать заболевание на этапе развития
с помощью диагностических методов. При появлении первых
«звоночков» необходимо незамедлительно обратиться
к специалисту, который назначит первичную профилактику. Она
может проводиться даже в детском возрасте — для
детей подбирается интересный досуг, который направлен
на избавление от вредных привычек — например,
занятия спортом. Активное времяпрепровождение полезно
и зависимым взрослым.
Второй этап преодоления — реабилитационный. Это, как
правило, индивидуальная или групповая работа со специалистом,
личностные тренинги, направленные на коррекцию поведения
и формирование здоровых привязанностей.
Третий этап — постреабилитационный. Во время него
очень важно продолжать организовывать интересный досуг
и занятия, сосредоточенные на формировании внутренней
концентрации, с целью избежания рецидивов.
В заключение, необходимо помнить, что для борьбы
с зависимым поведением нужны, в первую очередь,
осознанность и мотивация: без желания субъекта преодолеть
проблему терапия невозможна. Зависимости — очень
коварная вещь, и чаще всего избавиться от них
самостоятельно не получится. Поэтому нужно не просто
осознавать свою проблему, но и быть готовым довериться
квалифицированному специалисту.